Fanstd.ru

Быстрая доставка еды
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Малахитовая шкатулка

Малахитовая шкатулка

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Малахитовая шкатулка»

Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть снова.

На прошлом уроке мы с вами говорили про полезные ископаемые. Давайте повторим.

Полезные ископаемые – это минералы и горные породы земной коры.

Земная кора – это источник разнообразных полезных ископаемых, например, меди, железной руды, золота, каменного угля, гранита, нефти и многих других. Полезные ископаемые создаёт сама природа, а человек добывает их и использует.

Мы с вами узнали, что нефть – это богатство России. Нефть используется для производства бензина, пластмассы, реактивного топлива, краски, ткани, керосина. Нефтяные компоненты широко используются в изготовлении предметов быта, в косметологии, и даже в медицине.

А вы знаете, что есть полезные ископаемые, которые используют для создания предметов искусства, например, шкатулок, ваз, панно и так далее. Также из таких полезных ископаемых делают украшения: браслеты, серьги, кулоны, ожерелья и многие другие. Наверное, вы уже догадались, что эти изделия делают из различных камней. Называются такие камни поделочными. Люди, которые обрабатывают поделочные камни и создают из них предметы искусства и украшения, называются мастерами по камню.

А что это за камни такие?

Давайте перечислим некоторые камни и посмотрим на изделия, сделанные из них.

Лазурит, агат, яшма, родонит, горный хрусталь, аметист, янтарь, гранат, нефрит, коралл, изумруд, бирюза, серпентин, малахит.

Ребята, вы, наверное, читали сказ Павла Бажова «Малахитовая шкатулка».

Сегодня на уроке мы поговорим именно о малахите, а в конце урока попробуем даже сделать малахитовую шкатулку.

Малахит – это один из самых красивых минералов на нашей планете.

Этот поделочный камень имеет богатейшую цветовую палитру – от светло бирюзового до глубокого тёмно-зелёного. Узор у малахита может быть различным, но особенно высоко ценится камень с тонкими концентрическими кольцами.

С малахитом связано множество легенд и поверий. Например, на Руси считали, что если постоянно пить из малахитовой чаши, то можно научиться понимать язык животных. Кстати, писатель Павел Бажов создал образ героини своих сказов – Хозяйки медной горы – на основе легенд. Среди добытчиков камня ходили легенды, что на Урале в горах живёт девушка необычайной красоты в малахитовом платье. Самые крупные и богатые месторождения малахита в России расположены в Уральских горах.

В Древнем Риме верили, что малахит способен помочь обрести взаимную любовь. А в Древнем Египте малахит символизировался с богиней Хатхор – покровительницей жизни и рождения. И поэтому, чтобы уберечь ребёнка от злых духов и дурного глаза, над колыбелью новорождённого старались вешать подвески из малахита.

Интересно, что египтяне заметили необычные свойства малахита очень давно. Например, известно, что люди во время эпидемии холеры, работающие на малахитовых приисках, не пострадали. Во многих странах с давних времён считается, что если носить изделия из малахита, то это помогает в избавлении и облегчении различных болезней.

С давних времён люди стали делать украшения из малахита. Археологами была обнаружена подвеска (кулон) из малахита, которой насчитывается 10 500 лет.

В России массовое использование малахита началось в конце XVIII века, хотя известен он с XVII века. Русские мастера разработали специальный способ изготовления малахитовых изделий – «русская мозаика». Мастера распиливали куски малахита на тонкие плитки и подбирали из них единый рисунок. После плитки наклеивались на мрамор, металл или другие материалы. Чтобы создать изделие с единым узором из разных плиток, через руки мастеров проходили тысячи килограммов камня. Зато изделие получалось с таким красивым узором, что казалось сделано оно было из одного цельного куска камня.

Читайте так же:
Полянка рисовая с кукурузой

Возможно, кто-то из вас был в Санкт-Петербурге и видели Исаакиевский собор. Внутри собора можно увидеть колоны, покрытые малахитом методом «русской мозаики». Представляете, какая это сложная, кропотливая и долгая работа была, чтобы сделать такую красоту. А в музее изобразительного и декоративно-прикладного искусства Эрмитаже хранится более 200 изделий из малахита.

Ну что же, давайте сделаем с вами имитацию малахитовой шкатулки.

А что такое имитация?

Имитация – это подражание чему-либо или кому-либо. Так как у нас нет настоящего малахита, и мы не умеем работать с камнем, то мы будем имитировать малахит.

Итак, начнём. Нам понадобиться пластилин, стека и коробочка с крышкой.

Выбираем пластилин подходящих цветов для имитации малахита, например, белый, тёмно-зелёный, зелёный и чёрный.

От каждого бруска отрезаем стекой небольшие кусочки пластилина. Раскатываем все кусочки по рабочей поверхности, чтобы получились пласты. Пласты не должны быть ровными и одинаковыми по толщине.

Далее будем складывать пласты друг на друга. Здесь порядок не важен. Складывайте так, как вам нравится. Можно сделать так: кладём большой чёрный пласт. На него – тёмно-зелёный большой пласт. Затем кладём маленькие пласты чёрного и тёмно-зелёного цвета. Сверху кладём большой пласт зелёного пластилина и добавляем сбоку маленький пласт белого цвета. Таким образом выкладываем оставшиеся пласты.

Сложенные пласты скручиваем плотно в трубочку.

Стекой разрезаем полученный брусок на тонкие пластины, имитирующие узор малахита. Если коробочка, которую мы будем покрывать полученным «малахитом», у вас большая, то нарезать можно тонкими кусочками, тогда их получится много.

А теперь прикрепляем пластинки к стенкам и крышке коробки – тем самым мы повторяем технику «русской мозаики». Если между пластинами остался зазор, то пальцами растяните пластилин закрывая этот зазор. Посмотрите, какая красота получилась.

Ребята, я хочу показать вам ещё один способ, как сделать «малахитовую» шкатулку, только используя бумагу и краски.

Для этого нам понадобиться зелёная краска, изумрудная, чёрная и белая. Я взял акриловые краски, потому что ими удобнее сделать узор похожий на узор малахита.

Также нам понадобятся палитра для смешивания красок, кисточки, линейка, циркуль и лист бумаги.

Линейкой измеряем высоту коробочки и на листе бумаги чертим по ширине листа прямоугольник высотой равной высоте коробочки.

Затем циркулем измеряем радиус крышки, затем радиус дна коробочки и чертим на том же листе бумаги два круга.

На палитру в специальные углубления наносим кисточкой изумрудную краску.

Затем добавляем немного белой краски, после добавляем черной краски, но только в одно углубление и размешиваем краски. Таким образом мы получили ещё два новых цвета. Теперь закрашиваем изумрудной краской один круг.

Затем лёгкими мазками добавляем произвольные линии используя черную краску, зелёную, и ту, что получилась у нас при смешивании на палитре, а в конце добавляем мазки белой краски. Нанося мазки, старайтесь, чтобы краски слегка смешивались между собой, образуя красивый узор, похожий на узор малахита.

Затем точно также разрисуйте второй круг и прямоугольник.

Чтобы краски не растекались и при смешивании образовывали красивые узоры, работайте сухой кистью и набирайте много краски.

После того как краски высохли, вырезаем круги и прямоугольник.

Берём клей, можно клей-карандаш, и приклеиваем детали к коробочке.

Вот такая красота у нас получилась. Если потренироваться, можно сделать узор очень похожий на узор малахита.

Сегодня мы с вами изучили очень интересный материал и научились делать малахитовую шкатулку двумя способами. Теперь вы можете сделать очень красивый подарок вашим мамам, бабушкам и тётям на дни рождения или другие праздники. Вот и подошло время прощаться. До свидания, ребята. До новых встреч.

Читайте так же:
Рулет из лаваша с сыром

Салат «Малахитовая шкатулка» с ветчиной

«И видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом , а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медны».

П. Бажов, Медной горы Хозяйка

Всем известно, что алмаз — самый твердый минерал, им можно поцарапать любой другой камень. Однако он не слишком прочен. Когда швейцарские наемники захватили сокровищницу бургундского герцога Карла Смелого, они по незнанию уничтожили все его алмазы, просто разбив их кувалдами.

«Адуйское место всякому здешнему хоть маленько ведомо. Там главная приманка — аквамаринчики да аметистишки ».

П. Бажов, Орлиное перо

Асбест – необычный минерал. В его составе – вещества, обычные для камня. Однако камнем этот мягкий волокнистый материал не назовешь.
Различают два основных вида асбеста – хризотиловый и амфиболовый. Каждый из видов имеет несколько подвидов, разделяющихся, в свою очередь, на массу разновидностей, семейств и групп. Тем не менее, все асбесты относятся к волокнистым минералам из класса водных силикатов.
Разница между хризотилом и амфиболом заключается в природной форме волокон. Хризотил отличают свитые в пряди, скрученные в спираль волоконца. Амфибол – это тонкие прямые кристаллики, весьма острые и с такими же острыми отростками. Именно эти образования послужили причиной объявления асбеста вредоносным материалом.

«. а про этого Акинфия рассказывают, что поделками из каменной кудели он весь дворец царский удивлял. Значит, тогда уж в нашем заводе научились из асбеста прясть и ткать, плести- вязать. Занятно показалось. Поколотишь с уголка, а он и распушится — куделя куделей».

П. Бажов, Шелковая горка

Горный хрусталь представляет собой кристаллический кварц, по сути являясь чистым диоксидом кремния. Кристаллы прозрачны, бесцветны либо с розоватым, сиреневым, золотистым оттенком. Они имеют стеклянный блеск и обладают свойством пропускать ультрафиолет.

Обычно природный горный хрусталь приобретает форму неправильного шестигранника от 2 до 4 см в поперечном сечении с заостренной вершиной.

«Показала Глафира свою приметку. Ударил Перфил против этого места, а сам приговаривает: — Подай-ка, Дайко, свой пояс! Не отдашь добром, тебя разобьем, под пестами столчем, а свое добудем! Маленько поколотился, дошел до поперечной жилки, а там хрустали да золотая руда, самая богатая. Сколько-то и комышков золотых попалось»

Павел Бажов, Золотые дайки

«Поклонилась низенько хозяйке, подала Танюшке узелок с шелками да бисером, потом достала пуговку махонькую. То ли она из стекла, то ли из дурмашка на простую грань обделана. Подает ее Танюшке, да и говорит: — Прими-ко, доченька, от меня памятку. Как что забудешь по работе либо трудный случай подойдет, погляди на эту пуговку. Тут тебе ответ и будет»

Павел Бажов, Малахитовая шкатулка

«В Сарапулке, известно, от дедов-прадедов привычка осталась в камешках разбираться. В междупарье, али еще когда свободное время окажется, старики непременно этими камешками занимались. Про это вот вспомнили и тоже артелку устроили. Стали графит добывать. Вроде и ладно пошло».

П. Бажов, Орлиное перо

Карандаши из графита появились благодаря случайности: чешский фабрикант Гартмут как-то рассматривал продукцию своего завода — химические графитовые чашки, и нечаянно уронил и разбил одну из чашек. Осколок, падая, задел лист бумаги, на котором осталась черта.

Змеевик не относится к категории драгоценных камней. Миру он известен как декоративный минерал, основная ценность которого заключается в необычной окраске. Он отличается интересным рисунком, напоминающим змеиную кожу. Название самоцвета — от его необычного внешнего вида. Отличительной чертой самоцвета являются высокие огнеупорные свойства. Благодаря этому преимуществу, он легко обрабатывается посредством современных технологий.

Читайте так же:
Салат с кириешками и фасолью

«Занялся тут Митюха соком да змеевиком . Немало перебрал. Ну, выбрал и сделал со смекалкой. Попотел. Ягодки-то крыжовника сперва половинками обточил, потом внутре-то выемки наладил да еще, где надо, желобочки прошел, где опять узелочки оставил, склеил половинки да тогда их начисто и обточил. Живая ягодка-то вышла»

П. Бажов, Хрупкая веточка

Поделочный лабрадор относят к полевым шпатам, в недрах находится и в виде включений в горные породы, и сплошными кристаллическими глыбами. Лабрадор чаще всего бывает серый до почти черного с разноцветными переливами. Обладает исключительно яркой иризацией (играет и переливается всеми цветами радуги), которая еще называется лабрадоризацией.

«Тут очередь до Садыка дошла. Развязал он свой мешок и давай камни на стол выбрасывать, а сам приговаривает: — Амазон-каминь, калумбит-каминь, лабрадор -каминь…»

П. Бажов, Солнечный камень

«День праздничный был, и жарко — страсть. Парун* чистый. А оба в горе робили, на Гумёшках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.»

П. Бажов, Медной горы хозяйка

«Полнехонька горсть. Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зернышки и говорит: — Да ведь это медный изумруд ! Редкостный камень, дорогой. Целое богатство тебе, Настасья, осталось»

П. Бажов, Медной горы хозяйка

«А там, слышь-ко, пещера огромадная. И все хорошо облажено. Пол, напримерно, гладкий-прегладкий, из — самого лучшего мрамору , а посредине ключ, и вода, как слеза»

П. Бажов, Дорогое имячко

Во второй половине XVIII века на Урале разрабатывали десятки месторождений мрамора самых разных цветов и оттенков. Причём мрамора великолепного. Академик Паллас, посетивший летом 1770 года Урал и побывавший на многих каменоломнях, с восхищением писал, что около Гумешевского рудника «просядает. Каменный Пояс, состоящий отчасти. из прекрасного, как снег, весьма приятно полупрозрачного и к полированию способного мрамору», которого ещё нигде «доселе» в России «не отъискано».

Высоко оценил Паллас и горнощитский мрамор, который, по его мнению, «есть лучший из всех досель в Сибири найденный: цветом сер, многочисленными белыми пятнами и прожилками испещрён и принимает на себя самую лучшую политуру. ».

Ценность уральского мрамора заключалась ещё и в том, что он, как отмечает тот же Паллас, «находится здесь ужасно великими валунами», так что «из оных можно делать большие цельные столпы и подножия».

«Однем словом, всякой ягоде свой камень. Для корешков да листочков тоже свой порядок был: кое из офата , кое из малахита либо из орлеца и там еще из какого-нибудь камня»

П. Бажов, Хрупкая веточка

Офат (офиокальцит) – красивый поделочный материал, очень популярный в древности. Камень отличается высокой плотностью и твердостью, по этим свойствам он превосходит мрамор, близким родственником которого является. Свойства офиокальцита обусловлены и тем, что в нем присутствуют прожилки серпентина, известного также как змеевик. Чаще всего офиокальцит бывает зелёного и светло-зелёного цветов с каким-нибудь сетчатым рисунком. Блеск у этого минерала шелкови­стый, стеклянный. Кристаллы офиокальцита непрозрачные.

Герои сказа Бажова «Малахитовая шкатулка»

Настасья — супруга мастера Степана. Бережная, терпеливая хозяйка верная своему мужу. После его смерти Настасье достается малахитовая шкатулка. Драгоценности, которые в ней находятся, стоят больших денег, поэтому Настасья бережет шкатулку и не продает ее даже в самых трудных для себя ситуациях. Воспитывает троих детей после мужа. На продажу шкатулки решается лишь после того, как в их доме произошел пожар.

Читайте так же:
Салат с фунчозой и грибами

Танюшка — дочь Настасьи. Независимая, гордая девушка. По характеру она очень любознательная и пытается разгадать все тайны, которые не подвластны ее уму. Бережно хранит малахитовую шкатулку. Занимается рукоделием и вышиванием.

В сказе то и дело встречает на своем пути чудесные, непознанные явления. Например, при виде малахитовой шкатулки вор, который пытается пробраться в их дом, слепнет. Кроме того, надев драгоценные камни, видит зал с малахитовыми стенами и зеленоглазую красавицу. Также незнакомка дарит ей таинственную пуговицу, к которой смело можно обращаться за советом в трудных ситуациях.

Очень легко играет с мужчинами, например, с Паротей или Турчаниновым. Знает себе цену и способна дать отпор любому возражению или упреку в свой адрес. Считает себя особенной, ни на кого не похожей девушкой. Например, когда вместе с Турчаниновым приезжает во дворец, она не оказывает должной чести царице, считая, что сама достойна не меньших похвал. В конечном итоге, неизвестно, куда она пропадает. Автор оставляет этот вопрос открытым.

В образе Танюшки Бажов угадывает черты самобытного русского народа: с одной стороны, своенравие, гордость, а с другой, трудолюбие и преданность мастера своему делу.

Второстепенные герои сказа Бажова «Малахитовая шкатулка»

Странница — женщина, случайно забредшая в дом к Танюшке. Добрая, мудрая, проницательная. Она видит потенциал юной девушки и учит ее вышивать. Кроме того, она показывает, как надо обращаться с драгоценными камнями и показывает девушке пример того, что может произойти, если малахитовой шкатулкой грамотно пользоваться. Также оставляет Тане пуговицу, которая станет ей советчиком в любых нелегких ситуациях. Через ее образ автор показывает своеобразие творческого пути мастера. Видно, как нелегко бывает освоить искусство и чтобы это произошло необходимо учиться и прикладывать немало усилий.

Паротя — иностранец, который управлял заводом. Когда то был учителем музыки. Паротя — это его прозвище, которое он получил за то, что умел выговаривать лишь одно слово — пароть. Слабохарактерный, жадный и алчный. Его прозвище по сути также является говорящим: в жизни своей он делал людям подлости и пакости. Выкупает шкатулку из-за ее цены, пытаясь угодить супруге, но той они не подходят. В семейной жизни у него тоже не все гладко: выясняется, что у жены есть любовник. В итоге, Паротя пытается неуклюже ухаживать за Таней, но той не особо нужны его знаки внимания. Этот образ — полное противопоставление высокому искусству, которое должен уметь понимать человек. Паротя — это, скорее, бездумная машина по зарабатыванию денег.

Турчанинов — владелец приисков. Некрасивый барин, которому особо похвастаться было нечем: по словам автора, у него не было ни росту, ни голосу. Влюбляется в Танюшку и предлагает ей поехать в Петербург, а там показывает царице. Из того, как он ведет себя перед высоким приемом видно, что он тоже нисколько не понимает высокую цель искусства, так как не узнает Татьяну, пока она не сбрасывает шубу. Турчанинов — невежественный человек, не способный видеть больше, чем обычный приземленный горожанин. И тут даже высокий статус и почетный привилегии в обществе не могут помочь.

Мастер–класс по рисованию восковыми мелками «Малахитовая шкатулка»

Мастер–класс по рисованию восковыми мелками «Малахитовая шкатулка»

Данный материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.

Цель: Развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками.

Задачи:

Совершенствовать технику рисования восковыми карандашами. Развивать умение удерживать в уме последовательность операций, добиваться конечного результата.

Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета, композиции.

Предварительная работа: Чтение и беседы по сказкам П. П. Бажова. Рассматривание иллюстраций по сказам. Знакомство детей с драгоценными и поделочными камнями Уральских гор.

Читайте так же:
Салат Весенний быстрого приготовления

Для работы потребуется: бумага для рисования, восковые мелки.

Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре яркие композиции. Восковыми мелками можно работать остриём, торцом или плашмя, боковой поверхностью мелка. Мелки имеют насыщенный, яркий цвет, а линии оставляемые восковым карандашом более яркие, насыщенные и толстые.

Последовательность выполнения работы:

Я предлагаю нарисовать шкатулку, но сначала подготовим бумагу к рисованию, складывая её.

Кладем лист бумаги по вертикали и складываем его пополам,

опускаем верхние углы к нижним углам.

Затем нижние углы поднимаем наверх к линии сгиба.

Теперь все готово для рисования.

Берем темно-зеленый восковой мелок и начнём с построения, рисуем прямоугольник, верхняя линия прямоугольника проходит ровно по линии сгиба.

Все линии рисуем параллельно сторонам листа бумаги. Внизу с обеих сторон рисуем маленькие прямоугольники — это ножки шкатулки.

На верхней половине рисуем трапецию — это крышка шкатулки.

Сверху на крышке рисуем маленький прямоугольник.

Затем приступаем к цвету. Малахит — это камень, который имеет зелёный цвет, и характерные разводы.

Рисуем малахитовые разводы круговыми, закручивающимися спиралями темного цвета.

Добавляем круги и спирали более светлого оттенка зеленого.

Затем кладем кусочек воскового карандаша, катаем его и тонируем всю шкатулку.

Вот так выглядит малахитовая шкатулка!

Теперь поднимаем верхнюю часть бумаги, словно открываем крышку малахитовой шкатулки и наполняем её драгоценными камнями.

Малахитовая шкатулка с самоцветами готова!

Благодарю за внимание и поддержку! Желаю всем творческих успехов!

«Каляки-маляки». Занятие по рисованию простым карандашом, фломастерами, восковыми мелками с детьми 6–7 лет«Каляки-маляки». Занятие по рисованию простым карандашом, фломастерами, восковыми мелками с детьми 6–7 лет Цель: Создать условия для формирования умения видеть в абстрактном изображении образ животного или другие образы, упражнять в прорисовывании.

Детский мастер-класс по нетрадиционному рисованию красками и восковыми мелками «Астры» для старших дошкольниковДетский мастер-класс по нетрадиционному рисованию красками и восковыми мелками «Астры» для старших дошкольников Сентябрь радует нас последними тёплыми денька и, яркими листьями деревьев, красивыми осенними цветами:астрами, хризантемами, сентябринками.

Фотоотчет по рисованию акварелью и восковыми мелками «Сяду на пенек, съем пирожок»Фотоотчет по рисованию акварелью и восковыми мелками «Сяду на пенек, съем пирожок» Детям нравится иллюстрировать сказки. В рисунках они передают свои впечатления от прочитанной сказки. Сказка «Маша и медведь» входит в.

Фотоотчёт о занятии по рисованию восковыми мелками «Одеяло для медведя»Фотоотчёт о занятии по рисованию восковыми мелками «Одеяло для медведя» Рисование в детском саду играет немаловажную роль в социальной адаптации ребёнка. Во время занятий образовательной изобразительной деятельностью.

Конспект занятия в старшей группе по рисованию восковыми мелками и акварелью «Рыбки»Конспект занятия в старшей группе по рисованию восковыми мелками и акварелью «Рыбки» Задачи: • продолжать знакомить со смешанной техникой — восковые мелки и акварель; • развить воображение и творческую фантазию в создании.

Мастер-класс по рисованию восковыми мелками с элементами аппликации «Кошка» в средней группеМастер-класс по рисованию восковыми мелками с элементами аппликации «Кошка» в средней группе У многих людей пушистые, усатые, хвостатые кошки -домашние любимцы. У всех домашних кошек был один общий предок — дикая кошка. А еще у наших.

Мастер-класс по рисованию карандашами и восковыми мелками «Древнегреческая амфора» с детьми средней группыМастер-класс по рисованию карандашами и восковыми мелками «Древнегреческая амфора» с детьми средней группы Цель: формировать у детей умение оформлять силуэт амфоры в древнегреческом стиле. Задачи: — учить детей средней группы составлять геометрический.

Мастер-класс по рисованию восковыми мелками «Динозаврик» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по рисованию восковыми мелками «Динозаврик» с детьми старшего дошкольного возраста 8 июня. День динозавров на МААМВашему вниманию представляю мастер-класс по рисованию, как нарисовать динозаврика с детьми дошкольного возраста.

Мастер-класс по рисованию восковыми мелками по типу оригами «Царевны — лягушки»Мастер-класс по рисованию восковыми мелками по типу оригами «Царевны — лягушки» Мастер — класс по рисованию восковыми мелками по типу оригами «Царевны — лягушки», ко дню лягушек на МААМе. Автор: Седова Наталья Владимировна,.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector