Fanstd.ru

Быстрая доставка еды
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Емельян Пугачёв: злодей или народный герой. Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его; презентация

Емельян Пугачёв: злодей или народный герой?. Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его. — презентация

В повести А. С. Пушкина предводитель крестьянского восстания Пугачев является достаточно сложной и противоречивой фигурой. С одной стороны, Пугачев предстает как очень жестокий человек. В повести описаны сцены гибели многих людей, и в их смерти виноват именно предводитель крестьянского восстания. Но в то же время сам Петр Гринев с удивлением обнаруживает в этом грубом человеке доброту и сострадание, которое Пугачев испытывает как к нему, так и к бедной сироте Маше.

С точки зрения крестьян, Пугачев был освободителем, который помогал людям избавиться от тягот и страданий. Поэтому под знамена пугачевских войск вставали многие бедняки и беглые каторжники. В то время как на другой стороне были дворяне, знатные люди и те, кто уважал существующие законы государства. Кем может считать читатель Пугачева — злодеем или освободителем?

Безусловно, Пугачев — фигура неординарная. Этот человек обладает недюжинным умом и сильным характером. Без таких качеств он не смог бы повести за собой народ. А ведь следует учитывать, что Пугачев сумел привлечь множество людей к своему войску. Несомненно, Пугачев не лишен доброты и благородства. Он способен проявить милосердие и сострадание. К тому же предводитель восстания помнит добро, проявленное по отношению к нему. Достаточно вспомнить заячий тулупчик, который пожаловал ему Петр Гринев. Впоследствии именно этот тулупчик сыграл важную роль в отношениях Петра Гринева и Пугачева.

Пугачев хотел принести крестьянам освобождение. В их глазах он предстает олицетворением высшей справедливости. Но вместе с тем о какой справедливости может идти речь, если чье-то благополучие должно было быть построено на крови невинных людей! беспристрастен и старается дать понять читателю, насколько этот человек неоднозначен. В некоторых случаях Пугачев кажется злодеем и разбойником, в других же он вызывает восхищение. Но на вопрос, кем является он, злодеем, поправшим государственные устои, или освободителем, ответить не так-то просто. Таких людей, как Пугачев, нельзя оценивать, подходя к ним с обычной меркой. Следует учитывать и исторические реалии, на фоне которых происходили те или иные события.

Безусловно, Пугачев предстает уникальной личностью. Ведь далеко не каждый человек может найти в себе достаточно сил для совершения такого грандиозного действия. Но вместе с тем Пугачев был и великим злодеем. И Пушкин сознательно не жалеет красок, показывая все преступления этого человека. При чтении повести неоднократно возникает праведный гнев, способный перерасти в глубокую ненависть ко всем бунтовщикам. Действительно, преступления против общественного строя никогда не приносят позитивных сдвигов. Даже если ситуация меняется на какой-то момент, то вскоре все возвращается на круги своя. В результате воины императрицы подавили восстание. А люди, которые участвовали в нем, понесли суровое наказание.

Размышляя над вопросами злодейства и благородства, Приходится признать, что очень большое влияние на решение данной проблемы имеет социальная принадлежность человека. Человек будет оценивать предводителя крестьянского восстания в зависимости от своего социального положения. Дворянин, давший присягу императрице, безусловно, сочтет Пугачева и его войско сборищем разбойников и злодеев. Ведь мятежники покушаются не только на монархию, но и на все устои существующего общества. Причем Пугачев не отрицал монархию как таковую. Он провозглашает себя царем, требует беспрекословного подчинения. Меняются местами только слои населения, крестьяне и мятежники получают власть, а дворяне становятся угнетаемым сословием.

А с точки зрения соратников Пугачева, он предстает воплощением самой высшей справедливости. Ведь Пугачев заставил всех дворян трепетать, при мысли о злодее у мужчин возникала ненависть, а у женщин — страх за свою судьбу и судьбу близких. А по мнению мятежников, именно такое положение вещей представлялось правильным.

История сама все расставляет по своим местам. В финале повести каждый получил по заслугам. Бунтовщик и злодей Пугачев был казнен, а благородный дворянин Петр Гринев вместе со своей женой получает особую милость императрицы. Соответственно, позиция автора становится ясной. Бунтовщик Пугачев, с точки зрения Пушкина, является преступником. Пусть преступником неоднозначным, сложным. Но тем не менее противоречивость и сложность характера Пугачева совершенно не оправдывает его преступлений против невинных людей.

Позиция читателя может быть совершенно иной. Каждый может пытаться оценить Пугачева как личность и как политического деятеля, основываясь на собственной точке зрения. Но тем не менее оценивая политические события давно прошедших лет, нельзя не ориентироваться на морально-этические устои общества. А христианская заповедь гласит: «Не убий!». Так что преступления пугачевских мятежников остаются преступлениями, невзирая на цель, которую они преследовали. Цель не может оправдывать неблаговидные, а тем более столь кровавые и безжалостные средства, поэтому действия Пугачева с этой точки зрения носят резко отрицательную оценку.

Слова и слава подследственного

Насколько точна эта дата, сказать трудно. О ней мы знаем только со слов самого Салавата Юлаева. Именно этот день он назвал днём своего рождения на первом допросе в Тайной экспедиции Сената Российской империи. По идее дату должны были перепроверить: в конце концов, перед следователями тогда предстала не мелкая сошка. А один из ближайших сподвижников Емельяна Пугачёва: последнего русского самозванца, который поставил государство почти что на край гибели.

Статья по теме Как Емельян Пугачёв хотел обустроить Россию Но до правды могли и не докопаться. Скажем, существует и другая дата рождения Салавата: 1754 г. Именно она сейчас вроде как считается официальной – 250-летний юбилей «Героя башкирского народа» праздновали в Уфе именно что в 2004 г.

Правдивость показаний на допросе — дело тонкое. Человеку в критической ситуации свойственно спасать свою жизнь: работает элементарный инстинкт самосохранения. Возможно, нечто подобное произошло и с Салаватом Юлаевым. Известно, что свою линию на следствии он начал с того, что сразу отрёкся от Пугачёва, который выдавал себя за императора Петра III. Юлаев же быстро принял правила игры, именуя бывшего своего соратника и предводителя не иначе как «злодей Емелька Пугачов». На вопрос о том, почему же служил «злодею» и воевал с ним рука об руку, отвечал так: «Из страха. Боялся учинить побег, и потому в той толпе злодейской и оставался». А насчёт военных действий заявил следующее: «Будучи в злодейской толпе, никого из своей воли и сам собою не умерщвлял». Старое как мир оправдание: «Я не хотел, меня заставили, я лишь выполнял приказ».

Арслан Мубаряков в роли Салавата Юлаева. Кадр из кинофильма «Салават Юлаев» (1940 год)

Надо сказать, что всё это было сказано если не вполне добровольно, то без пыток. Знаменитые 175 ударов кнутом, клеймение калёным железом и вырывание ноздрей были уже частью наказания: преддверием бессрочной каторги. В течение же 339 дней следствия применялись обычные, но многократные допросы и очные ставки. Последние были необходимы для окончательного изобличения. По словам следователей и по мнению главы Тайной канцелярии Степана Шешковского, Салават Юлаев был если не крепким орешком, то мастером изворачиваться: «На прямое признание упрям, а на уклонение от оного весьма скор и сметлив».

Именно очные ставки показали всю справедливость подозрений главы Тайной канцелярии. Салават Юлаев оказался вовсе не забитым исполнителем воли «злодея Пугачова», а очень даже активным деятелем, проявившим себя прежде всего в карательных операциях.

Характеристика Пугачева

Емельян Пугачев – беглый раскольник и бунтарь, собравший вокруг себя шайку крестьян, воров и убийц. Назвавшись Петром III, он захватывает небольшие крепости и селения, убивая всех, кто отказывается ему подчиниться. В повести герой представлен не только безжалостным убийцей и жестоким вожаком, но и благородным человеком, способным ценить и уважать других.

Впервые автор знакомит читателя с героем во время поездки Петра Гринева до места службы. Сложные погодные условия мешают главному герою и его слуге добраться до ночлега. Им помогает случайный путник и провожает их до постоялого двора. Этим путником и оказывается, тогда еще никому не известный Емельян Пугачев. С первого взгляда Гриневу его внешность показалась весьма обычной, внимание привлекли только живые, постоянно бегающие глаза. Портретная характеристика Емельяна Пугачева довольно скудная, внешности героя Пушкин не уделяет большого внимания. О его внешности читатели узнают в основном из описаний Пети Гринева. Автор описывает героя как человека среднего роста, не имеющего ничего не обычного во внешнем образе: «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

Читайте так же:
Капрезе с жареными каперсами

Решив отблагодарить своего проводника, Петр отдает ему свой заячий тулуп. именно этот поступок в дальнейшем спасет жизнь герою и его возлюбленной. Пугачев, вспомнив Петю и его щедрый поступок, отпускает его, несмотря на то, что Гринев отказывается служить Пугачеву. Этим поступком Александр Сергеевич хотел изобразить Пугачева, как многогранную личность, способную и на жестокость, и на благородство.

Громкие разорения

Вот лишь несколько донесений о боевом пути отрядов Салавата Юлаева, которые впоследствии были им подтверждены на очных ставках. Пишет генерал-поручик Иван Деколонг: «Башкирцы все генерально бунтуют и во многих местах, немалолюдными при озёрах и речках скопищами находясь, разсылают свои партии для разорения российских жительств и убийства многих людей».

Вот донесение коллежского асессора Ивана Мясникова: «Бунтующие башкирцы всякое заводское строение и крестьянские домы выжгли до основания. Мастеровых же и работных людей, окроме только спасшихся от их злодейских рук уходом, побили до смерти, забрав с собою и с малолетними детьми, погнали как скотов, в дальние леса и в свои башкирския кочевья».

Вот частное письмо в Москву: «Каслинской и Каштымской господина Никиты Никитича Демидова заводы оныя ж башкирцы все выжгли, как завод, так и селение, а с людьми что зделали — о том ещё здесь не слышно».

О том, «что зделали с людьми» говорит другой документ, подробно рассказывающий об уничтожении Симского завода (ныне – город Сим Челябинской области): «Тот Симской завод от собравшейся башкирской толпы под предводительством злодея Салаватки Юлаева и отца его Юлая весь вызжен, а люди мужска пола порублены, выключая тех, кои могли убратца в леса для спасения жизни… А про женский пол нам объявляют, что собраны де они теми башкирцами в одно место и вымучивают из них деньги, многих обнажили и чинят всякия надругательства».

«Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа». Рисунок Вакиля Шайхетдинова. Фото: Commons.wikimedia.org

Об открытых столкновениях Салавата Юлаева с регулярными войсками обычно пишут примерно следующее: «Правительственные отряды были лучше вооружены, и восставшим пришлось отступить». Реальность была несколько иной. По качеству вооружения обе стороны более или менее соответствовали друг другу: башкирам удалось захватить арсеналы некоторых небольших крепостей. По численности отряды Юлаева почти всегда превосходили правительственные войска. Результат же иной раз оказывался таким, как в донесении подполковника Ивана Рылеева: «Будучи ж в марше, повстречался со злодеем башкирцом Салаваткою, у которого было злодейской толпы до трёх тысяч человек, и имел с ними прежестокое сражение. Но храбрыми ея величества воинами все были обращены в бег, и несколько сот человек в преследовании побито, и едва сам злодей Салаватка мог спастись. Оставивши свою лошадь, бежал в болото. С нашей же стороны вреда никакого не было».

О том, какая память сохранилась об этом герое среди его соплеменников, можно судить по тому факту, что Салават Юлаев изображён на гербе Республики Башкортостан. А можно и по словам башкирского старшины Кулея Болтачеева: «Когда уже злодей Пугачёв был пойман и находился под караулом, а потом и все тамошние селения пришли уже в должное повиновение, то и тогда оный Салават от произведения своего злодейства не отказался. И, набрав подобных себе бездельников, чинил разорения, столь громкие, что имя его, Салавата, в тамошних местах везде слышно было».

Совместимость Екатерины и Емельяна

Екатерина

Отношения Емельяна и Екатерины принесут обоим удачу и личное счастье. Их роман напоминает захватывающее любовное приключение – мужчина в полной мере может почувствовать себя охотником, завоевывающим внимание активной и темпераментной избранницы. Когда пройдет первый любовный пыл, их отношения становятся ровными, теплыми и доброжелательными.

Обладатели этих имен не любят создавать конфликтов из ничего, решают проблемы мирно, не занудствуют, не поучают друг друга, берегут свой союз от потрясений. У них идеальное взаимопонимание, общие цели в жизни, полная гармония в постели. Иногда, правда, Емельян может поворчать на свою спутницу за ее безалаберность в плане наведения чистоты и порядка в доме, но ведь грязные сковородки и немытые полы – это совсем не повод для скандала. Пара очень гармонична и готова сообща справиться со всеми трудностями!

Основные черты характера $genitive_female:

Основные черты характера $genitive_male:

Секреты общения с Екатериной

В общении с Катей всегда следует учитывать ее самолюбие. Впрочем, чаще всего она хорошо понимает добрый юмор, да и сама не прочь пошутить. А вот если вам удастся поговорить с ней по душам, то вполне возможно, вы будете искренно удивлены, открыв в ней незаметные окружающим качества.

Секреты общения с Емельяном

Часто Емельяну не хватает некоторой уверенности в себе, чем нередко пользуются те, кто хочет склонить его на свою сторону. Это же обычно заставляет его горячиться в споре, защищая свое мнение, что несколько затрудняет общение с ним. Если вы желаете завести с ним дружеские отношения, то постарайтесь больше шутить, не задевая его самолюбия.

Все тайны Екатерины

Первое, что бросается в глаза в энергетике имени, – это его необычайная широта и подвижность. При этом полная форма – Екатерина – звучит настолько широко, что часто это мешает проявиться Катиной подвижности в полной мере. Примерно как река, выходя на широкий плес, замедляет свой бег. Кроме того, заметную роль играет образ выдающейся российской императрицы Екатерины Великой. Безусловно, столь яркая личность способна повлиять на характер своей более скромной тезки, однако здесь сказывается большая распространенность имени. Одним словом, едва ли окружающие хоть на секунду заподозрят в Кате какие-либо величественные черты, однако сама она может переживать свое несоответствие силе имени, что способно сделать ее самолюбие довольно болезненным.

Полная характеристика имени >

Все тайны Емельяна

Имя Емельян способно наделить своего владельца довольно болезненным самолюбием, в чем большую роль играет как его значительная редкость и простонародность, особенно в уменьшительной форме Емеля, так и достаточная импульсивность звуковой энергетики. Самолюбие Емельяна как бы мечется между двумя противоположными образами, где, с одной стороны, выступает сказочный Емеля-лапотник, а с другой – великий разбойник Емельян Пугачев. Второе более привлекательно для мальчишеского воображения, однако здесь очевидна вся трудность соответствовать столь сильному образу, так что в большинстве случаев в детстве Емельян будет стесняться своего редкого имени, выделяющего его из общего окружения, и начнет стараться стать более незаметным и держаться в тени.

Еще о характере Емельяна >

Екатерина: расчет числа и планеты имени

Числовое соотвествие букв имени: Е — 6, К — 3, А — 1, Т — 2, Е — 6, Р — 9, И — 1, Н — 6, А — 1

Расчет числа имени: 6 + 3 + 1 + 2 + 6 + 9 + 1 + 6 + 1 = 35 = 3 + 5 = 8

Числу 8 в нумерологии соответствует планета Сатурн

Емельян: расчет числа и планеты имени

Числовое соотвествие букв имени: Е — 6, М — 5, Е — 6, Л — 4, Ь — 3, Я — 6, Н — 6

Расчет числа имени: 6 + 5 + 6 + 4 + 3 + 6 + 6 = 36 = 3 + 6 = 9

Числу 9 в нумерологии соответствует планета Марс

Екатерина и Емельян: совместимость по нумерологии 8 + 9 (Сатурн + Марс)

Веселого неконфликтного мужчину привлекают тайны и загадки. Восьмерка является и тем и другим. Жизнь с уступчивым партнером кажется девушке пресноватой, но избранник умен и остроумен. Пара не спешит углублять отношения: Восьмерка долго изучает кандидата, дразня и пытаясь вывести жертву из себя. Обычная тактика с Девяткой не проходит, он сумеет обратить в шутку любой удар.

Читайте так же:
Салат к плову из Турции

Легкий нрав партнера смущает даму: бедняжке кажется, что мужчина не ценит ее чувств. Ревнивую Восьмерку настораживают все особы в юбке, появляющиеся возле любимого. Сильные эмоции возникают в начале, позже девушка изучит партнера и разберется в его мотивах.

В интимной жизни первую скрипку играет женщина. Девятка должен быть на высоте, чтобы удовлетворить страстную особу. Иначе она будет искать другую постель.

Дополнительным тестом на совместимость имен считается самый простой: надо посмотреть, сколько именно букв (и каких) в именах мужчины и женщины совпадают. Общие буквы имен указывают на их общие увлечения, черты характера, хобби. Это дополнительный потенциал, который пара может реализовать.

Совместимость по буквам имен Екатерина и Емельян

В именах Екатерина и Емельян совпадают 3 буквы из 7 возможных (буквы Е, Е, Н). Это свидетельствует о том, что партнеры при желании смогут найти достаточно много общего – это могут быть общие хобби, увлечения, досуг. А любые общие интересы крепко связывают влюбленных между собой, повышая их совместимость!

Согласно буквенной совместимости имен, у Екатерины и Емельяна общие интересы могут быть основаны на:

Что скрыли восстанием Пугачева?

Описываемые в этой статье события, известны в официальной хронологии, как Крестьянская война 1773 — 1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева.

Сразу после разгрома восставших в 1775 году, все сведения засекретили, а по большей части вообще уничтожили. Был издан указ, вводивший наказание не только за упоминание имени Пугачева, но и за не доносительство слышавших это упоминание. Все материалы по делу Пугачёва на протяжении 144 лет, до конца правления династии Романовых, были под грифом «секретно». Не удалось их изучить даже такому известному человеку, как А. С. Пушкин, когда он писал свои известные произведения.

Можно предположить, что в числе сохранившихся документов, подавляющее большинство составляют подделки Романовых, либо пропущенные их цензурой подлинники. А отчего такие сложности? Ну были некие "лихие люди" — "бандюганы", замутили свару, народ по глупости и темности своей дремучей повелся. что здесь особенного? Разгромили же лиходеев — гордиться надо! Показать просвещенным людям этого "негодяя, примазавшегося к августейшим персонам", чтоб враз стало понятно, что брехня все это про Петра Третьего (подробнее про него читайте в статье «Убийство внука Петра Первого-трагедия России») и его притязания на престол, так?

Однако сделали все с точностью до наоборот. Засекретили, запретили упоминать, только кого это когда останавливало? И потекли по России и по Европе слухи и домыслы еще пуще прежнего. Напрашивается сам собой вывод: значит было что скрывать! Давайте попробуем разобраться.

Как известно, Пугачев называл себя Петром Третьим, но каким? Самое простое объяснение — что это мог быть выживший после отстранения от власти супруг Екатерины Второй, весьма сомнительна. Среди зачищавших место под трон, глупцов и гуманистов не было (братья Орловы себя такой характеристикой не запятнали). Наверняка его надежно удавили ружейным ремнем, благо силищи А. Орлову было не занимать. Однако, есть и другая версия, боле сложная и поэтому намного более реальная.

У царевича Алексея, убиенного Петром Первым (возможно подмененной личностью, об этом подробно писал в материале «Этот странный царь Питер»), был сын Петр. Царствовал он под регентством Меньшикова всего лишь три года и по официальной версии умер то ли от простуды, то ли от оспы. Самого Меньшикова отправили в ссылку в Сибирь, но официальные хронисты Романовых не учли, что в то время (как следует из многих Европейских источников), Сибирь принадлежала не Российской Московии, а Московской Тартарии (опять эта загадочная Тартария).

Получается, выслали преступника окаянного на территорию соседнего (даже пусть союзного) государства? Обычно так убегают от преследования, прихватив наследника трона, спасая его и себя от участников заговора. Так вот, если допустить, что Петр Второй был спасен и у него был сын, то по годам и логике престолонаследия — он и должен был быть Петром Третьим. Какие же из скудных, известных нам фактов, могут подтверждать эту версию?

1) официальные данные о его личности:
— родился в станице Зимовейская (там же где и Степан Разин — фантазии не хватило или там просто "кузница" казацких лидеров была?);
— преподносится нам как беспутный, неграмотный балбес, не имевший своего угла и "царя в голове" (и за таким человеком пошли не просто крестьяне, а старшины, атаманы, стрелецкие и городские воеводы, патриархи уездных епархий? — слабовато. );
— фамилия Пугачев явно выдуманная (так же как и Отрепьев, например), призвана вызывать подсознательные ассоциации со словами "пугать" или "пугач", подтверждений ФИО "главаря" потомкам, сами понимаете, Романовы благоразумно не оставили.

2) военные и политические действия:
— тактика действий и структура его войск (именно войск, а не банд), подтверждает высокую степень организации, умение владения инициативой, тактическими приемами, хорошего снабжения всем необходимым (по мнению экспертов в военном деле);

— наличие военной коллегии, которую А. В. Суворов уважительно называл Штабом (это вполне понятный комментарий, не правда ли? у бандитов и крестьян — Штаб?);
— пушки, ядра и пороховой припас для его армии, изготавливались на уральских заводах (Московской Тартарии) — государственный уровень;

— в иностранных архивах имеются документы о выделении крупных сумм для армии Пугачева от Франции и Османской империи, а также о прикомандировании к его армии профессиональных офицеров в качестве советников (интересно, о чем могут разговаривать кадровые офицеры с крестьянами, разве можно научить толпу сражаться по военной науке?);

— наконец, после ряда поражений регулярных войск (от "крестьян и толп разбойников"), Российской Московией был срочно заключен не выгодный мир с Османской империей (впоследствии так же быстро расторгнутый), а освободившиеся войска под командованием Суворова, были спешно переброшены на внутренний фронт (ничего себе крестьяне бучу подняли — только Суворов и смог их победить!);

— на всем протяжении своего пути, Пугачев издавал (грамотные и разумные) манифесты, воззвания, указы и другие политические документы (работающие и достигавшие намеченных целей — так даже не у каждого самодержца получалось!);

— многие города встречали его с хлебом солью, выходили жители с попами и местными управителями, падали перед ним на колени (вот как хотите, а слабо верится, что перед бандитами и душегубами дворяне, купцы и чиновные на колени повалятся), служились праздничные службы за императора Петра и государыню Устинью Петровну (другую государыню народ хотел и видел над собой).

3) суд и казнь:
— хорошо, победил Суворов "татя", так и поехал бы вместе с армией на место новой дислокации или на отдых, после трудов ратных, так нет — оказал высокую честь и конвоировал лично в Москву на суд (так конвоируют особо знатных пленников);

— суд над "разбойником подлого происхождения" проходил отчего-то в Тронном зале Кремля, а с какой стати(?), пойманных лиходеев обычно из подвалов пыточных не выпускали до казни, а тут зал для торжественного приема высших государственных лиц и сановников (опять странная честь оказана);

— ни протокола допроса, ни каких — либо серьезных документов, проливающих свет на те события не осталось — все тщательно и быстро зачищено. подозрительно тщательно. (а тут еще тот самый указ о казни за одно упоминание), реку Яик переименовали в Урал, яицкое казачество — в уральское;

— Поволжское казачье войско вообще распустили, ликвидировали даже Запорожскую Сечь и станицу (якобы родную пугачевскую) тоже переименовали, в общем постарались стереть не только людскую память, но и топонимику географическую (глубоко Екатерине "бандит и разбойник" въелся).

Предпринятые меры по моему, могут свидетельствовать о конфликте государственного уровня, а уж никак не восстание "разбойничьих шаек под руководством необразованного самозванца". Ряд историков считает, что эта война "поставила крест" на независимых царствах Тартарий, поставив их в прочную колониальную зависимость от новой метрополии — Российской Московии, названой впоследствии Российской империей. Я также пожалуй соглашусь с такой формулировкой — борьбу за престол выиграла Екатерина Вторая.

Читайте так же:
Тарталетки с грибами и сыром

Часть 2. Война с Тартарией

В поисках ответа, что же это было на самом деле (вариант крестьянской войны я не рассматривал совершенно — да простят меня приверженцы оф. истории, но это полный бред!) я изучил все доступные материалы имеющиеся в интернете. Наиболее полным и отвечающим моим собственным выводам, считаю материал исследователя-историка Д. В. Белоусова, по версии которого и подготовлена вторая часть статьи (http://rus-imperia.ru/).

География и администрирование

Возможно не открою для читателя тайны, что в 18 веке на европейских картах, обозначались две сопредельные державы: Московия Европейская (со столицей в Санкт-Петербурге) и Московская Тартария (одна из оставшихся после развала империи, со столицей в Тобольске. На старых картах 18 века, год за годом, их общая граница смещается на Запад от Каспийского моря к Черному. Можно предположить, что Московская Тартария, в союзе с другим осколком Великой империи — Турцией (Ханством), пыталась вернуть утраченные территории (каждая свои). Шла пограничная война с Европейской Московией.

Граница в описываемые времена проходила по реке Яик (Урал) и Оби. За эту версию говорит еще тот факт, что до 1790 года, ссыльных отправляли либо на Соловки, либо в отдаленные поселки на левом берегу Оби, а не в Сибирь, как принято считать. И только после победы над войсками "Пугачева", ссылать стали в глухие сибирские города. В 1708 году, в Европейской Московии числилось 8 губерний, в 1719 году уже 11, а после разгрома "Пугачева", в 1776 году — целых 40! Не делением же они "размножались"! Такой взрывообразный рост возможен только за счет территориальных приобретений (завоеваний у Московской Тартарии и Османской империи).

Как мы все знаем из официальной истории, воевод в свое время отменил Петр Первый, проводя административную реформу. Однако Екатерина Вторая в 1775 году, зачем-то издает совершенно не уместный указ об отмене воеводств. Так их же 60 лет как нет (в Московии)! Можно предположить, что в оставшихся частях Тартарии их никто не отменял и возможно поэтому пришлось дублировать указом эту норму для вновь завоеванных территорий.

К большому нашему сожалению, мы не знаем имени последнего Хана Московской Тартарии. И бессмысленно об этом гадать. Супруга "Пугачева" Устинья Петровна, на допросе указала место хранения в их доме нескольких сундуков с документами. За коими в срочном порядке была отправлена специальная экспедиция. Сундуки с архивами были найдены и благополучно пропали для истории навсегда! Что касается личности самого военноначальника — "Пугачева", имеются две версии:

1) Емельян Иванович Измогулов из рода Тамурбек-Хана (Тамерлана), одним из принцев Хулагуидского Ханства. В российском востоковедении принято называть государства основанное и управляемое Чингизидами — Ильханатом. Во время крестового похода на Ближний Восток, хан Хулагу создал именно такой Ильханат, признанный в 1261 году великим ханом Хубилаем.

Рекомендую к прочтению по данной теме: Монгольские крестоносцы?

2) Сын безвременно убиенного (своей женой — Екатериной Второй) Петра Третьего — Петр Петрович (а именно такие инициалы выбиты на печати военной коллегии "Пугачева"), вывезенный по одной из версий Меньшиковым с собой в город Березово (расположенного на левом берегу Оби — напротив города Тобольск, стоящего на правом берегу) и переданного в воспитание Хану Московской Тартарии.

Рекомендую к прочтению по теме: «Убийство внука Петра Первого-трагедия России»

В любом случае, получается, что рода он был царского и положения высокого и уж никак не походил на своего прототипа, найденного Романовскими историками — непутевого, вороватого (такие эпитеты даны его односельчанами) казака Емельки Пугачева из станицы Зимовейской. Можно все что угодно думать об умственных способностях нижних чинов российского сословия, но думаю вряд-ли кто будет спорить, что казачий круг не пойдет на войну за раздолбаем, отметившимся лишь пьянками да разгульной жизнью. И такого вряд-ли будут встречать хлебом-солью и колокольным звоном, купцы и духовенство в "захваченных" городах.

А вот родовитому и знатному военноначальнику, известному своими победами (его талант полководца был признан самим Суворовым!), не зазорно и поклоны земные бить и челобитную подать, да и службу заздравную в Храме отслужить. Косвенно это подтверждается тем, что и настоящая (Устинья) и вымышленная (его прототипа-Софья) жены с малыми детьми, были заточены в Петропавловскую крепость — до самой смерти! И не были выпущены даже Павлом Первым, освободившим после смерти Екатерины Второй почти всех ею заточенных. Видимо, тайна личности "Пугачева" была столь страшна для Романовых, что даже невинные дети не были отпущены на свободу.

Рекомендую к почтению по теме: «Убийство Павла 1. Английский след»

Судя по косвенным данным, пограничные столкновения по реке Яик (Урал), начались гораздо раньше официально признанных широкомасштабных действий 1773 года. Первая русско-турецкая война 1768-1774 годов, по всей видимости была по началу главным фронтом для Романовых. На юго-востоке Московии начались стычки с отрядами Независимой Тартарии, направленные (в начале) на отторжение исконно казачьих (на картах значатся "Казаки Тартарии") земель. Судя по смещению границ, дело шло вполне успешно и тогда появилось воззвание казаков к "Пугачеву", призывающее идти на Москву.

Начался его победный поход по Поволжью. Он довольно подробно описан и вряд-ли стоит его дополнять (хотя и там многое было впоследствии подредактировано). Именно военные успехи заставили Екатерину перевести эту пограничную войну в разряд главных, а затем и вовсе жизненно важных для Московии (для защиты города, в Москву даже ввели 7 полков). После подписания Кучук-Кайнарджирского мира с Османской империей (считается сепаратным договором), Московия получила возможность перебросить все свои военные силы на "пугачевский" фронт. В общей сложности, участники тех событий, упоминают о 80 тысячах солдат и казаков, против 25-40 тысяч у "Пугачева".

Интересно, что у "пугачевцев" была в ходу медаль времен Елизаветы Петровны "Победителю над пруссаками" — отсылающая к огромному количеству немецких и прусских офицеров в армии Романовых (пруссаков Гольштейн-Готторпских). Предписание о воинском наборе "Пугачева" (также как и оригинал "Хождения за три моря" Афанасия Никитина), были написаны арабицей — являвшейся одним из четырех официальных языков Великой Тартарии.

Вольтер писал, что финансировали "Пугачева" скорее не Англия, а король Китайский (Китайская Тартария — Манчжурия), либо король Персидский (Независимая Тартария) или Великий Могол. Суворов лично этапировал схваченного "Пугачева" в Москву: дань уважения / боязнь потерять ценного пленника или и то и другое?

После многочасовых пыток, "Пугачев" согласился все рассказать и Петр Панин руководивший допросом, немедленно удалил всех из допросной и остался с ним один на один. Обширная стенограмма допроса написанная лично Паниным, по свидетельствам очевидцев, была сожжена Екатериной сразу по прочтении. А большая часть материалов следствия — под грифом "секретно" до сих пор (и очень интересно знать: почему?).

Есть ВЕРСИЯ, что "Восстанием Пугачева", романовские историки скрыли войну двух государств: Московии (Европейской) и Московской Тартарии, когда-то входивших в единую империю Великая Тартария.

Емельян Пугачёв

Емельян Пугачев – один из главных героев повести «Капитанская дочка». За основу этого образа взята одноименная историческая личность – донской казак, возглавивший народное восстание 1773-1774 годов. Традиционно Пугачев считается жестоким и кровавым разбойником, на совести которого множество загубленных жизней. Однако в повести А.С. Пушкин раскрывает и другие грани этого сложного образа, такие как великодушие, умение помнить добро, честность.

Описание героя

Первое знакомство

Молодой Гринёв со своим слугой Савельичем направляются в Оренбург. По дороге они попадают в страшный буран и сбиваются с дороги. Среди метели они различают фигуру путника (никто из них еще не знает, что это Пугачев), который сопровождает их к постоялому двору. Эта глава символично называется «Вожатый», потому что этому человеку предстоит сыграть роль своеобразного проводника в жизни Петруши. В благодарность за спасение Пётр дарит ему заячий тулуп.

Читайте так же:
Салат с чипсами «Гнездышко»

Поражает самообладание, которое сохраняет Пугачев, оказавшийся ночью в буранной степи: «Дорога-то здесь, – произносит он, – я стою на твердой полосе, да что толку. Вишь, какая погода… Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет, да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам». Эта уверенность закономерно передается юному Гринёву. Ведь Пугачев на самом деле был поразительно стойким и бесстрашным человеком, способным внушить доверие и подчинить своему влиянию практически любого. В обстановке зимней стужи с метелью, где жизни путников угрожала реальная опасность, это хладнокровие проводника вселяло покой и уверенность. Его отвага во многом объяснялась его казацким происхождением, привычкой преодолевать любые трудности, его находчивостью.

Пугачев обладал способностью определять путь по звездам, каким-то особенным чутьем улавливать запах дыма и по дуновению ветра находить жилье. Все эти качества Гринёв сразу подметил в своем проводнике, а его советы помогли ему избежать рокового финала.

Внешность

Возраст Пугачева приблизительно около сорока лет. Темные волосы подстрижены кружком, в длинной бороде поблескивают серебряные волоски проседи. В его больших глазах можно увидеть затаившуюся плутовскую искринку. Во время разговора именно глаза выдают переполняющие его эмоции: сожаление, усмешку или полное самодовольство. Кисти рук большие, рабочие, как у человека физического труда. Пугачев худощав, несмотря на широкие плечи. Когда Пётр дарит ему заячью шубу, Савельич сокрушается, что она не налезет на его огромные «плечища». В общении с людьми Пугачев держится спокойно и размеренно. В целом этот человек производит приятное впечатление.

Черты характера, поведение, речь

Пугачев был совсем неграмотным, ни читать, ни писать он не умел. На пропуске Петру Гринёву он вместо подписи поставил витиеватые «каракульки». Видимо, стесняясь свое необразованности, он всегда звал оберсекретаря, когда ему нужно было прочесть какие-нибудь документы. Речь у него простая, мужицко-народная, без сложных конструкций и оборотов. Он знает бесчисленное множество пословиц и поговорок и умело вставляет их в разговор, и еще он – непревзойденный рассказчик старинных преданий и легенд.

В Белогорской крепости Пугачев появляется одетым в дорогую и нарядную одежду. «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями надвинута на его сверкающие глаза». Предводитель крестьян, который печется об их защите от угнетателей-помещиков, сам не брезгует легкой наживой, деньгами, любит принарядиться и хотя бы временно почувствовать себя барином. Еще одной чертой Пугачева является гордость. Рассказывая притчу об орле и вороне, он делает заключение: лучше один раз напиться свежей крови и умереть, чем жить триста лет и питаться падалью.

Отношение Пугачева к людям

Пугачев ненавидит власти и считает врагами тех, в ком видит угнетателей народа. В отношении таких людей проявляется жестокость и беспощадность его натуры. Не милует он и тех, кто не желает признавать в нем государя. В результате неподчинения ему как царю он отправляет на смерть Ивана Кузьмича, коменданта крепости и его верного друга Ивана Игнатьевича. Его бандиты зверски расправляются с Василисой Егоровной и еще многими обитателями Белогорской крепости.

По сути, Пугачев был бунтарем-одиночкой, в своем окружении он не видел по-настоящему преданных ему людей. Поэтому он и полагался в основном на русский «авось». Он глубоко сомневался, что ему удастся дойти до Москвы, потому что знал, что его войско – это бывшие воры и разбойники, которые при первом же поражении «выкупят его шеей свои головы». Но ему ничего не оставалось, как продолжать двигаться вперед, так как он понимал, что каяться уже поздно. Осознавал он и то, что ему не удастся продолжительное время одурачивать власти, поэтому ясно понимал, что впереди его ожидает неотвратимое наказание за все его злодеяния.

Взрывной и своенравный Пугачев, который в минуты гнева наводил ужас одним своим взглядом, мог быть великодушным и человечным к тем, кто относился к нему искренне и с доверием. В этом смысле показателен пример его благодарного отношения к Гринёву. Он не забыл ни про заячий тулупчик, ни про чарку, которую предложил ему молодой Пётр на постоялом дворе. За это он впоследствии перед самой казнью пощадил Гринёва, затем отпустил его из плена, выручил его возлюбленную Машу и совсем не злился на Савельича, прилюдно называющего его злодеем.

Примечательно, что Пугачев, буквально спасший Гринёва и Савельича во время бурана, принимает заячий полушубок не как знак благодарности за спасение, а как щедрый подарок, который как бы обязывает его самого к благодарности. Об этом говорят его слова, обращенные к Гринёву: «Век не забуду ваших милостей». Он и не забывает о своем обещании: три раза испытывает судьбу молодой Гринев, и все три раза Пугачев его милует. Даже после того, как в приватном разговоре Гринёв окончательно отказывается присягнуть ему, Пугачев произносит: «Так и быть, казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь». Так проявляется широкая душа Пугачева, которой чужды мелочность и мстительность.

Роль героя в произведении

Через образ Пугачева А.С. Пушкин воссоздал всю правду жизни в ее реалиях. Самого героя он описал таким, каким он и был в действительности, Пугачев словно прожил вторую жизнь на страницах его повести. Яркий образ этого героя в «Капитанской дочке» выписан в строгом соответствии с историческим образом Пугачева, с сопутствующими явлениями 18 века, с бытовыми особенностями тех краев, где зародилась пугачевщина. Несмотря на то, что Пугачев олицетворял собой бунт «бессмысленный и беспощадный», Пушкин оградил его образ от неверных толкований и лжи. Из легенды, сотканной из кровавых злодеяний этого человека, ему удалось вычленить чисто народные и узнаваемые черты лихого и плутоватого казака-бродяги, а также человеческую благодарность и благородство.

Развитие героя по мере сюжета

Пугачев появляется в повести в виде неизвестного путника, ставшего впоследствии источником грандиозного бедствия. Именно этому герою отводится роль того, кто разделил жизнь Белогорской крепости на «до» и «после». Если в начале повествования он представляет собой нечто не совсем понятное, то от главы к главе его образ заполняет собой весь сюжет произведения.

Показательны и изменения, которые происходят с этим персонажем за короткий отрезок времени. Из простого плутоватого и смекалистого мужичка он превращается в жестокого и неумолимого человека, который готов сражаться ради той цели, которую он перед собой поставил. У него есть вера в то, за что он борется, и эта вера передается народу, который считает его героем. Он до последнего уверен в том, что народу под силу одержать победу над правительством, и в этом случае его ждет счастливая и свободная жизнь.

Уже с середины произведения Пугачев начинает осознавать, что он не кто иной, как самозванец. Он сталкивается лицом к лицу с обреченностью и живет лишь призрачной надеждой на будущее. Пушкин ведет читателя вслед за бунтарем, который пока еще одерживает победу за победой и подводит к прощальной сцене с ним уже на эшафоте. Автор шаг за шагом приближает этот финал и, несмотря на триумфальное шествие своего героя, намеками обозначает неизбежность его трагического конца. Он необыкновенно ярко передает чисто христианское состояние Пугачева перед самой казнью в его обращении к народу и в его поклонах московским соборам. В последних словах орла, который жаждал напиться свежей крови, была просьба о прощении: «Прости, народ православный; отпусти, в чем я согрубил пред тобою… прости, народ православный!»

Отношение автора к герою

В образе Пугачева Пушкину удалось воплотить те черты русского человека, которые он ценил больше всего: мудрость, широту души, силу, отвагу. Симпатизируя своему герою, автор описывает его, как обладателя противоречивого характера, в котором положительное соседствует с темной и дурной сторонами его души. Он непредвзято относится к Пугачеву, отметая политические и сословные предрассудки. У него нет цели обелить эту личность, смыть с нее кровь невинных жертв, но под этим кроется восхищение ее дерзкой отвагой и благородными поступками. Пушкину удалось так глубоко заглянуть в душу этого разбойника, что под внешностью злодея ему открылись и русское добродушие, и веселость, и благородство.

Читайте так же:
Салат из баклажан покорейски

Прототипы

Прототипом героя стала историческая личность – Емельян Иванович Пугачев, бунтовщик, казак, предводитель крестьянской войны. Он родился в 1742 году в станице Зимовейская-на-Дону. С детства он отличался харизматичным характером, дерзостью и лидерскими качествами. Вместе с тем, он был очень трудолюбивым, честным и отзывчивым молодым человеком.

В восемнадцать лет он был призван на службу, а в девятнадцать – стал мужем красавицы Софьи Недюжевой. С 1756 года участвовал в семилетней войне, затем в Польском походе, с 1768 года по 1774 гг. принимал участие в русско-турецкой войне, был назначен хорунжим. Все эти события во многом определили дальнейшую судьбу Емельяна. В 1773 году он организовал войско из яицких казаков, к которому стали быстро присоединяться сначала уральские, затем донские казаки, а потом и местное население, простые крестьяне, недовольные правительством. Так началось огромное по своим масштабам восстание, которое охватило обширные территории Российской империи. В 1774 году оно было подавлено, а его предводитель в 1775 году казнен на Болотной площади.

Экранизации героя

Существует шесть экранизаций этой повести А.С. Пушкина, в том числе и итальянским режиссером Марио Камерини. В фильме «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999 год) также присутствует тема «Капитанской дочки». Самой удачной и наиболее приближенной к сюжету является экранизация 1958 года режиссера Владимира Каплуновского. Фильм снят в традициях качественного советского кино и, несмотря на то, что лента черно-белая, это не умаляет ее достоинств.

На роль Пугачева режиссер пригласил народного артиста РСФСР Сергея Владимировича Лукьянова, который на тот момент служил во МХАТе. Именно в этом актере Каплуновский смог рассмотреть человека, способного передать весь трагизм такой неоднозначной исторической личности как Пугачев. Он не ошибся в своем выборе. При просмотре картины зритель верит каждому слову, каждому движению экранного героя, настолько убедительным оказался актер в этой роли, настолько тонко он смог передать все нюансы этой сложной натуры. Его Пугачёв – это явление, потрясение, а сам фильм «Капитанская дочка» очень изысканный и истинно пушкинский.

Герой за пределами произведения

Память о «мужицком» предводителе Емельяне Пугачеве увековечена во многих республиках бывшего Советского Союза. В городах России, Казахстана и Украины есть улицы Пугачева. В казахстанском Уральске функционирует Дом-музей Емельяна Пугачева, который представляет собой произведение искусства 18 века, именно в этом доме в 1774 году Пугачев венчался со своей женой. Подобные музеи существуют в Оренбурге и Пермском крае. Улицы и площади, названные именем Пугачева есть в Астрахани, Владимире, Вологде, Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Херсоне, Чернигове, Талды-Кургане, Севастополе, Томске и многих других городах СНГ.

Памятники Емельяну Пугачеву установлены в Саранске, Моздоке, Черном Яру, в Оренбургской области. Существует даже Дуб Емельяна Пугачева в Волжском районе Республики Марий Эл. Согласно легенде, после поражения под Казанью в 1774 году Пугачев с вершины кроны этого дуба смотрел на горящую Казань. О Пугачеве и его восстании написаны сотни книг, снимаются документальные и художественные фильмы, созданы десятки художественных полотен. В 1973 году в СССР была выпущена почтовая марка с портретом Пугачева, посвященная 200-летию Крестьянской войны 1773–1775 годов.

Емельян Пугачёв — образ и характеристика героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Емельян Пугачёв предстаёт в начале романа как человек лет сорока, среднего роста, широкоплечий и худощавый. Выражение его лица было «довольно приятное, но плутовское», «живые большие глаза так и бегали». У него чёрная борода с проседью, волосы острижены в кружок. Одет он был в оборванный армяк и татарские шаровары. Таким его увидел Гринёв, когда он в метель вывел их с Савельичем и ямщиком на постоялый двор.

В эпизоде, когда после захвата восставшими Белогорской крепости Пугачёв принимал присягу и приговаривал к повешению тех пленных, которые отказались ему присягать, он предстаёт в красном казацком кафтане, обшитом галунами, в собольей шапке с золотыми кистями, надвинутой на его сверкающие глаза.

Раскрытие образа Пугачёва

Образ Емельяна Пугачёва вводится в сюжетную линию постепенно, читателю словно предлагается пройти все этапы знакомства с личностью этого персонажа. Так, в самом начале романа он показан как пьяница, а затем предстает в виде благородного разбойника, готового платить добром за добро. По мере развития сюжета, Пугачёв полностью завоевывает внимание читателей, за ним интересно наблюдать, его образ динамичен и наполнен.

Пушкин показывает, что личность Пугачёва довольно противоречива: с одной стороны, автор рисует образ бунтаря, беспощадного и жестокого, для которого практически нет препятствий в виде человеческих жизней и страданий на пути достижения личных целей. С другой стороны, он показывает, что движущей силой Пугачёва становится обостренное, несколько искаженное, чувство справедливости. Примечательно, что иногда он способен проявить милосердие, сострадание.

Особого внимания достоин эпизод с дарением Емельяну заячьего тулупа Петром Гринёвым в знак благодарности за спасение в страшной метели. Впоследствии, именно это спасло жизнь молодому человеку во время захвата крепости, в которой он нёс военную службу. Пугачёв вспоминает дарителя тулупа и освобождает его из плена, кроме того, он содействует освобождению и возлюбленной Петра Маши Мироновой. По сути, Пугачёв проявляет себя здесь как любящий отец: он даже благословляет молодых людей на счастливую семейную жизнь.

Психологический портрет

Пугачёв становится предводителем одного из самых масштабных крестьянских восстаний своего времени. Казаки идут за ним, очарованные его мудростью, умом и умением быстро решать сложные вопросы. Пугачев трезво оценивает собственные способности и силы, легко ориентируется в любой обстановке. Отчасти, он хорошо понимает, чем, скорее всего, закончится вызванный им бунт, тем не менее, он до последнего верит в положительный для себя исход восстания и не даёт воли нахлынувшим эмоциям.

Емельян — сильный духом человеком, прекрасный лидер, который тонко чувствует других людей. Он умеет нравиться окружающим, знает, когда не следует показывать своё истинное лицо, а когда, наоборот, стоит. Нередко он изображает из себя царя Петра III, даже награждает своих приближённых выдуманными титулами. Интересно, что простой народ свято верит в эту ложь, ведь Пугачёв — врождённый лидер, умеющий выгодно преподнести себя. Лишь в разговоре с Гринёвым он признается в ложности своего образа и даже сравнивается с другим бунтовщиком — Григорием Отрепьевым.

Реальный прототип героя

Известно, что реальный прототип литературного героя долгое время старательно стирался из народной памяти. Так, после подавления восстания, императрица Екатерина Великая строго запрещала людям говорить об этом человеке.

Но люди успели полюбить этот образ, что отразилось на русском фольклоре: о Пугачёве складывали народные песни, писали стихи и книги. Многое из крестьянского творчества стало основой для романа Пушкина, который первым зафиксировал историчность Емельяна в русской классической литературе.

Вывод

Вообще, образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — прекрасный пример удивительного сочетания художественного вымысла и исторической достоверности. Этот персонаж интересен читателям романа своей противоречивостью, постепенностью раскрытия его личных черт характера, а также умением очаровывать других людей и вести за собой толпу. Пушкин гениально показывает, как простой, малообразованный человек, может добиться не просто жизненных высот, но исторической памяти и народной любви.

Характеристика образа Емельяна Пугачёва может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector