Fanstd.ru

Быстрая доставка еды
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ВАЛААМСКИЙ РАСПЕВ

ВАЛААМСКИЙ РАСПЕВ

Проблемы происхождения распева, его самостоятельности или, напротив, зависимости от других распевов не нашли в настящее время однозначного решения в современном музыковедении.

В архивах России древние певческие рукописи Валаама, которые могли бы стать объектом исследования, не сохранились. В описании древлехранилища Валаамского монастыря, сделанном в 1913 году, значились 4 рукописных певческих «Ирмология»: два из них были записаны знаменной нотацией, два — квадратной нотолинейной; в последнем есть примечание «ноты крюковые на пятилинейной системе» (Епархиальное древлехранилище. С. 18). Самая древняя рукопись, «Ирмологий нотный с месяцесловом» (полуустав XV века, раздельноречие), была отнесена составителями к эпохе князей, т.к. в припевах на девятой песни канона Сретению Господню упоминается князь (Епархиальное древлехранилище. C. 18-19); к тому же периоду относился и сокращенный «Ирмологий». Нотолинейная рукопись «Ирмологий и праздники», а также, по-видимому, «Ирмологий и некоторые стихиры из нотного Обихода» были созданы переписчиком Петром Макарьевым в 1690 году По данным И. Гарднера, в настоящее время в музее г. Куопио в Финляндии находятся два крюковых Ирмология (Куопио. Церковный православный музей. Инв. № 64, 69) (Gardner J. v. Die altrussischen Neumen-Handschriften des orthodoxen Kirchenmuseums in Kuopio // Die Welt der Slaven. Köln; W., 1973. Jg. 18).

При отсутствии рукописей важным источником сведений о певч. традиции Валаамского монастыря являются описания, оставленные паломниками. Первое описание (1847 год) принадлежит свт. Игнатию (Брянчанинову), который отметил особую выразительность валаамского пения, «глубокое набожное чувство и необыкновенную энергию, которая потрясает душу». Услышанный им напев он назвал знаменным, или «столбовым»: «Тоны этого напева величественны, протяжны, заунывны, изображают стоны души кающейся <…>. Эти тоны — в гармонии с дикою, строгою природою, с громадными массами гранита, с темным лесом, с глубокими водами» (Валаамский монастырь. С. 14-15).

Ценные сведения о монастырском пении во второй половине XIX века содержит книга директора канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода композитора Д.Н. Соловьёва «Церковное пение в Валаамской обители». Если святой Игнатий писал, что в монастыре «древние рукописи уничтожены», то Соловьёв представлял Валаам как монастырь, «до сей минуты поющий по знаменным книгам». Соловьёв считал неоспоримым факт непрерывной исторической преемственности певческой традиции с основания монастыря до конца XIX века и называл Валаам «живым свидетелем знаменного периода». Регент московского подворья Валаамского монастыря А. Загребин подвергает сомнению это утверждение, так как возрождение монашеской жизни, по его мнению, начинается лишь в 1782 году и связано с приходом саровского старца Назария (Кондратьева), который принес в монастырь устав и традиции пения Саровской пустыни.

В целом на Валааме преобладала устная певческая традиция. По свидетельству Соловьёва, и монастырские певчие, «и все остальные члены монастырского причта — иеродиаконы, иеромонахи, не исключая даже и отца наместника», входившие в состав хора, знали весь круг церковного пения наизусть, не нуждаясь в нотных книгах.

К началу ХХ века возникла необходимость письменной фиксации традиции с целью ее сохранения для молодого поколения монахов. Подготовкой Обихода занимался лично игумен Гавриил (1891-1903 годы), большой рачитель церковного пения. Записывать песнопения на ноты с голоса знающих иноков ему помогали монах Маркиан (будущий старец иеросхим Михаил, † 1934 год), а также предположительно регент инок Авксентий, «переложивший на ноты» херувимскую песнь валаамского напева (Валаам Христовой Руси. С. 303, 304). «Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря» был издан в 1902 году, переиздан с исправлениями и дополнениями в 1909 году. Он содержит песнопения всего годового круга. Первая включает неизменяемые песнопения всенощного бдения, Октоиха, вседневных служб, вторая часть — Постной и Цветной Триодей, третья часть — песнопения двунадесятых праздников, Божественной литургии и молебна Пресвятой Богородице. Иногда по причине совпадения напевов даются ссылки на «Обиход» синодального издания, чем, вероятно, объясняется почти полное отсутствие служб Страстной седмицы, службы отпевания.

В предисловии к «Обиходу» отмечено, что «напев валаамский есть соединение напевов: большого и малого знаменного, а также и других», а именно: греческого, киевского, болгарского и путевого. Указания на распевы во мн. случаях отсутствуют, их можно установить путем сравнения с обиходными песнопениями синодального издания: например, песнопение «Достойно есть» (на возношение Панагии) греческого распева известно также под названием «Жуковская малая, 5-го гласа», предначинательный псалом — киевского распева и т.п.

Основу «Обихода» составляют песнопения знаменного распева, к которому принадлежат «Блажен муж», запевы и первые стихиры на «Господи, воззвах», догматики, воскресные богородичны на стиховне, «Бог Господь», прокимны на утрене, «Свят Господь Бог наш», почти все песнопения литургии, кроме гимна «Единородный Сыне» (праздничного) болгарского распева. Характерной тенденцией рубежа XIX-ХХ веков является сокращение мелодий, в песнопениях отсутствуют фиты (хотя в конце XIX века они еще использовались; так, Соловьёв упоминает о пении фиты «кудрявой» в литийной стихире «Подобаше самовидцем» на Успение). Соловьёв с тревогой писал о «заметном расположении к употреблению малых роспевов». В большинстве песнопений из «Обихода» Валаамского монастыря попевочный фонд знаменного распева сохранен. В тех случаях когда попевки знаменного распева модифицируются, имеет место как их упрощение («редукция»), так и увеличение мелизматических оборотов, добавление опеваний, проходящих звуков, что делает мелодию более развитой, гибкой.

Читайте так же:
Салат со свеклой и сыром

Одной из древних традиций, сохранившихся в Валаамском монастыре, Соловьёв считал стихологию, т.е. антифонное чтение и пение псалмов. Особенно близким древнему первообразу он находил исполнение гласовых напевов на «Господи, воззвах», когда головщик поет все 3 запева, а хор трижды повторяет «Услыши мя, Господи».

Загребин отмечает сходство структуры стихир «на глас» в Валаамском «Обиходе» с современном их исполнением в рижской Гребенщиковской и Невской старообрядческих общинах.

Украшением валаамского пения были подобны. По словам Соловьёва, древнейшая традиция пения на подобен на Валааме сохранилась великолепно, но головщик правого клироса в беседе с ним сетовал, что «знание этого отдела у валаамских певцов ослабевает и количество употребляемых подобнов постепенно уменьшается», например, не поются 12-строчные («на двенадцать колен») подобны (Соловьёв. С. 26). В «Обиходе» Валаамского монастыря 11 подобнов: «Прехвальнии мученицы», «Небесных чинов» 1-го гласа, «Доме Евфрафов», «Егда от древа» 2-го гласа, «Яко добля», «Дал еси знамение», «Хотех слезами» 4-го гласа, «Радуйся» 5-го гласа, «Все отложше», «Тридневен» 6-го гласа, «О преславного чудесе» 8-го гласа.

В целом «Обиход» Валаамского монастыря основан на общерусской традиции знаменного распева, поэтому некоторые исследователи возражают против самого определения «валаамский распев», считая его местной разновидностью знаменного распева. Вопрос о том, существовали ли в Валаамском монастыре особенные «валаамские» песнопения, пока остается открытым. Например, широко распространенное «Ангел вопияше» напоминает мелодии греческого распева; о позднем происхождении напева свидетельствуют простота его строения (чередование 2 мелодических строк с вариантами), тонально-гармоническая определенность с опорой на I-V ступени мажорного лада. Но характерные мелодические фигуры не встречаются в песнопениях греч. распева. Возможно, в этом случае допустимо говорить о самостоятельном «валаамском» распеве, сложившемся в XVIII-XIX веках.

Хоровое исполнение одноголосных песнопений, по свидетельству Соловьёва, было различным. Некоторые игумены, чтобы не ослаблять строгости молитвенного настроения, не допускали даже разделения теноров и басов, и они пели унисоном в среднем регистре. В конце XIX века монастырский хор (50 чел.) состоял из басов, теноров и альтов. Хоровой склад зависел от голосовых возможностей певчих: первые тенора могли передать свою партию альтам и перейти на 2-й голос, а низкие 2-е тенора могли облегчить партию 1-х басов. При таком распределении голосов большая часть их вела основную мелодию. В движении прочих голосов, по словам Соловьёва, возникала особая гармония, «не столько в смысле применения правил аккордики, сколько контрапунктического характера, двухголосная, трехголосная и т.д., гармония особых подголосков и мелодических ходов», которая «драгоценна как вообще в музыкальном, так в особенности в церковно-певческом соотношении», т.к. дает многоголосное истолкование знаменной мелодии (Соловьёв. С. 20). Такой тип фактуры с применением подголосочной полифонии отчасти был зафиксирован в «Сборнике церковно-богослужебных песнопений» для 4-голосного смешанного хора, изданном в мон-ре одновременно с одноголосным Обиходом в 1902 году.

Первые многоголосные обработки песнопений Валаамского распева создал М.А. Балакирев («Ангел вопияше» и тропарь свт. Иоанну Златоусту «Уст твоих»). В XX в. к «Обиходу» Валаамского мон-ря как первоисточнику своих произведений обращались диакон Сергий Трубачёв, архиепископ Ионафан (Елецких), К. Никитин, протоиерей Николай Ведерников, регент Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря М.Ю. Рузанов, архимандрит Матфей (Мормыль), А.З. Непомнящий, В.И. Мартынов и др. авторы.

Песнопения Валаамского распева, как одноголосные, так и в многоголосной обработке, входят в репертуар совр. профессиональных хоровых коллективов и клиросных хоров. Большое число песнопений Валаамского распева представлено в аудиозаписях хора братии монастыря под управлением регента иеродиакона Германа (Рябцева) и мужского хора института певческой культуры «Валаам» (художественный руководитель и дирижер Игорь Ушаков).

Читайте так же:
Салат с гранатом и орехами

14 достопримечательностей Валаама, которые нужно посетить

dostoprimechatelnosti-valaama

Валаам — самый большой остров Валаамского архипелага на Ладожском озере. Среди туристов и паломников Валаамом принято называть весь архипелаг. Славится он великолепной природой, древней историей и красотой расположенных здесь культовых сооружений.

Природные и рукотворные достопримечательности Валаама вдохновляли побывавших здесь в разное время знаменитых художников, поэтов, писателей, музыкантов: Александра Дюма, Фёдора Тютчева, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Петра Чайковского и других. Ежегодно архипелаг посещает более ста тысяч человек.

Спасо-Преображенский монастырь (Валаамский монастырь)

Спасо-Преображенский монастырь (Валаамский монастырь)

Спасо-Преображенский монастырь (Валаамский монастырь).

Валаам издревле был оплотом православия на Севре Руси. Единого взгляда на время основания монастыря нет. По преданию, в X в. здесь жили в затворничестве миссионеры из Греции Сергий и Герман. На месте, где они упокоились, возведён прекрасный Спасо-Преображенский собор.

Сооружения, которые мы видим сегодня, сформированы в XIX столетии. Монастырь не миновало лихолетье Первой мировой войны. После 1917 года Валаам стал частью вновь образованной Финляндии. В годы Советско-финской войны территория монастыря оказалась в зоне вооружённого конфликта.

После окончания Великой Отечественной войны уцелевшие помещения приспособили под интернат для инвалидов-фронтовиков, который затем перенесли на материк. В 1990 г. обитель передана в ведение РПЦ. С этого момента началось его возрождение.

Монастырь украшают ухоженные кельи, красивые часовни, трапезные, великолепные монашеские сады. На территории усадьбы находятся кафе, гостиница, библиотека. В обители хранятся мощи праведников Германа и Сергия, Антипы Валаамского, Валаамских старцев.

Со смотровой площадки монастырской колокольни высотой 70 м. открывается прекрасная панорама Монастырской бухты.

Адрес: Валаамский монастырь, Сортавала, Республика Карелия, Россия.

Скит Всех Святых

Скит Всех Святых

Скит Всех Святых. | Фото: wikimedia.

Всехсвятский скит — самый древний за пределами Свято-Преображенского монастыря. Первым здесь жил в затворничестве преподобный Александр Свирский. Жильём для монаха стала вырытая им пещера.

В середине XIX века на средства игумена Дамаскина возведены трапезная, келейные корпуса и храм Всех Святых. В 1939 г. монахов вывезли в Финляндию. В 1993 году церковь заново освятили, служение возобновилось.

Скит приводит в восхищение путешественников своей гармонией и красотой башенок и куполов. Вокруг разбит красивый сад Выращенные монахами вкусные ягоды и плоды можно купить в монастырской лавке.

В праздник Всех Святых внутрь скита могут войти все желающие. В этот день священнослужители и паломники следуют Крестным ходом от усадьбы Преображенского монастыря ко Всехсвятскому скиту.

Адрес: Скит Всех Святых, Республика Карелия, Россия.

Свято-Владимирский скит

Свято-Владимирский скит

Свято-Владимирский скит.

Обитель возведена в XXI веке и выполнена в псково-новгородском архитектурном стиле. Представляет собой единый комплекс, куда входят храм, кельи, библиотека, студия иконописи. Здесь находятся личные покои Патриарха Всея Руси. На первом этаже открыт Музей истории обители. Его посетителей музея сопровождает гид-послушник, который провожает в парадную Владимирскую церковь.

Фасад церкви, освящённой в 2008 г. в честь князя Владимира с приделами Всех Святых и мученицы Людмилы Чешской, украшен орнаментами из цветной майолики и резными фронтонами. Стены расписаны в древнерусской манере.

Планировка комплекса выполнена таким образом, что паломники не нарушают спокойное течение жизни братии и минуют резиденцию патриарха.

Адрес: Свято-Владимирский скит, Главная монастырская дорога, Республика Карелия, Россия.

Вознесенская часовня

Вознесенская часовня

Вознесенская часовня.

Вознесенская часовня на Валааме является сакральным отображением храма Вознесения Господня, построенного на Елеонской горе в Иерусалиме — на том месте, где Иисус Христос «восшествовал на небо во плоти». Инициатором воссоздания в своей обители обстоятельств главных событий Нового Завета стал игумен Спасо-Преображенского монастыря Маврикий. По возвращении со Святой Земли он переименовал Лещёвое озеро в Мертвое море, реки стали называться Кедрон и Иордан. Скалистая гряда у берега Малой Никоновской бухты превратилась в Елеонскую гору.

Прекрасный пятиглавый храм Вознесения Господня после 1940 года был заброшен. Восстановлен из руин по уцелевшим эскизам. Фасад часовни украшен богатой резьбой, голубые купола увенчаны позолоченными шарами и крестами.

Богослужения в Вознесенской часовне проходят не часто, но поток паломников в святое место не иссякает.

Адрес: Вознесенская часовня, Главная монастырская дорога, Республика Карелия, Россия.

Гефсиманский скит

Гефсиманский скит

Гефсиманский скит.

Обитель образована в начале прошлого века по повелению игумена Спасо-Преображенского монастыря Маврикия, который после паломничества на Святую Землю задумал сделать центр «русского Иерусалима». Гефсиманский скит повторяет одноименный сад в Иерусалиме, где молился Христос перед Крестными Страданиями.

Заброшенные в годы советской власти строения недавно отреставрированы, возобновилась монастырская жизнь. В комплекс скита входит храм Успения Пресвятой Богородицы. В архитектуре строения использованы цвета Богородицы: голубая кровля сочетается с жёлтыми стенами. Внутренний интерьер украшает резной иконостас из кипарисового дерева.

Читайте так же:
Классический салат из стручковой фасоли

В начале 1920-х годов в Гефсиманском ските жил исповедник «старого стиля» иеромонах Тимон (Питкевич), в схиме Михаил.

Адрес: Гефсиманский скит, Главная монастырская дорога, Республика Карелия, Россия.

Игуменское кладбище

Игуменское кладбище

Игуменское кладбище.

В полутора километрах от горы Фавор расположено Игуменское кладбище. Здесь, в непроходимом лесу, в XIX веке поселился схимонах Николай. К нему за благословением приезжал сам император Александр I. На могиле угодника установлен гранитный крест. Неподалёку стоит церковь во имя Преподобных Отцов.

В 2011 году на территории Игуменского кладбища поставили крест в память об искалеченных солдатах Великой Отечественной войны, которые доживали свои дни в Валаамском интернате. На гранитной стене золотыми буквами выбиты их имена.

Кладбищенская церковь была последней, освященной о. Дамаскиным, который более сорока лет правил Валаамом. Игумен похоронен у северной алтарной стены. Рядом покоятся его ученики и последователи.

Адрес: Игуменское кладбище, Республика Карелия, Россия.

Никольский скит

Никольский скит

Никольский скит.

В середине XVIII века скит выполнял функцию таможни. Здесь проводился досмотр кораблей и лодок, заходящих на остров. Алкогольные напитки выливали, табак сжигали. Хорошо сохранившийся Никольский храм возведён в середине XIX века. Над входом установлен деревянный барельеф с изображением Николая Угодника. Восьмиугольная шатровая кровля покрашена в голубой цвет. Купол и крест на ней — позолоченные. Росписи во внутреннем убранстве специально не стали реставрировать, чтобы максимально сохранить их подлинность.

В зимнее время богослужения проходят в домовой церкви, освящённой во имя преподобного Иоанна Дамаскина. Находится она на втором этаже корпуса, где живут монахи.

Адрес: Никольский скит, Республика Карелия, Россия.

Скит Александра Свирского

Скит Александра Свирского

Скит Александра Свирского.

На уединенном Святом острове Валаам находится Свирский скит, история которого начинается 500 лет назад. Здесь, среди скал, в вырубленной пещере поселился монах Александр Свирский. После его смерти у входа в грот установлен поклонный крест.

В середине XIX века игумен Дамаскин основал на острове скит. Когда обитель эвакуировали в Финляндию, возведённая здесь церковь разрушилась.

Сейчас скит восстановлен. К пещере, где жил и молился Александр Свирский, ведёт вырубленная в скале лестница. У подножия древнего креста высится каменный барельеф монаха.

Деревянная церковь скита построена без единого гвоздя. Из металла здесь только колокола. Каждое воскресенье проходят службы.

Адрес: Скит Александра Свирского, о. Святой, Республика Карелия, Россия.

Часовня Ксении Петербургской

Часовня Ксении Петербургской

Часовня Ксении Петербургской.

Часовня Ксении Петербургской возведена она в 2015 году. Интересная история, связанная с ней, свидетельтсвует о том, насколько бережно на Валааме относятся к сохранению гармонии местного ландшафта. Сначала зодчие сделали лёгкий макет часовни в натуральную величину и поставили его на место. Игумен Панкратий, плавая в лодке по Монастырской бухте, оценивал архитектуру. Согласно замечаниям, кровля часовни была несколько снижена.

Изящным строением из белого каррарского мрамора можно любоваться издалека и вблизи. Интерьер часовни украшен восхитительными мозаичными иконами.

Адрес: Часовня Ксении Петербургской, Антониевская дорога, Республика Карелия, Россия.

Коневский скит

Коневский скит

Коневский скит.

Тихий и живописный скит на берегах Коневских или Игуменских озер стоит в отдалении от Главной монастырской дороги. Здесь хранится чудотворная икона Божьей Матери.

Возведён он в первой четверти XIX века. Здесь, в одинокой келье, проживал монах-отшельник Дамаскин. Впоследствии, когда он стал игуменом, основал скит во имя Коневской иконы Божией Матери. К сожалению, в прошлом веке строения были стёрты с лица земли. Восстановлены лишь в 2004 году.

Коневский скит самый малый по размеру на Валаамских островах. Здесь проводит дни в молитвах монах Арефа, который ранее жил в Предтеченском скиту.

Адрес: Коневский скит, Главная монастырская дорога, Республика Карелия, Россия.

Монастырская бухта

Монастырская бухта

Монастырская бухта.

Причалы Монастырской бухты, которая глубоко врезается в остров Валаам, редко пустуют. Это место отправления катеров и лодок, развозящих экскурсантов по скитам на другие острова. При желании, можно арендовать гольф-кар с водителем или электровелосипеды и прокатиться по острову самостоятельно. Пункт проката находится напротив причала.

На берегах бухты высятся три чудесных часовни, разные по архитектурному стилю. Покровская отличается белой шатровой крышей, Благовещенская имеет покатый голубой купол. Часовня иконы Божией Матери выделяется яркой окраской и ажурными элементами. От причала к центральной усадьбе Валаамского монастыря ведут мощеная булыжником дорога и каменная лестница.

Читайте так же:
Простой холодный салат с булгуром

При подъезде к бухте виден памятник апостола Андрея Первозванного. По преданию, он высаживался здесь по пути в Новгород. Проповедник уговорил местных волхвов убрать древнее языческое капище и установил каменный крест.

GPS координаты: 61°23’19.0 N 30°56’28.4 E.

Большая Никоновская бухта

Большая Никоновская бухта

Большая Никоновская бухта.

Большие круизные лайнеры принимает основной причал Большой Никоновской бухты. Отсюда начинается экскурсионный тур «Новый Иерусалим», который включает осмотр Вознесенского и Гефсиманского скитов, Поклонного Креста. Это самый популярный маршрут у туристов. Бухта отличается большими размерами. Живописная береговая линия защищена от штормов цепью малых островов.

На Никоновской горе находится смотровая площадка, с которой туристы любуются великолепным видом Ладоги.

Адрес: Причал, Республика Карелия, Россия.

Смотровая площадка на горе Елеон

Смотровая площадка на горе Елеон

Смотровая площадка на горе Елеон.

Туристов, которые ищут, что посмотреть на Валааме самостоятельно, экскурсоводы указывают в сторону горы Елеон на Валааме. Это особо почитаемое паломниками место, духовное отражение иерусалимской Масличной горы, откуда вознесся Иисус Христос. Вершину горы украшает прекрасная деревянная часовня Вознесения Господня.

Рядом находится смотровая площадка. Чтобы сюда попасть, необходимо дойти до Гефсиманского скита и повернуть налево. Заблудиться невозможно — единственная тропа приведёт к изумительному месту, откуда открывается потрясающая панорама Ладожского озера.

Впечатление, которое производит Валаам с высоты горы Елеон, остаётся в памяти на всю жизнь.

GPS координаты: 61°22’18.6 N 30°54’05.3 E.

Остров Скитский

Остров Скитский

Остров Скитский.

Второй по величине остров архипелага связан с большим островом дорогой и мостом. Попасть на него можно пешком, на гольф-каре или велосипеде. Здесь находится Скит Всех Святых, который и дал название участку земли на Ладоге площадью 2,77 кв. км.

Скитский остров очень холмистый и покрыт хвойными лесами. На одной из придорожных скал высечен памятный знак «Сделана сия дорога в 1845 году». Возле дороги стоит «сосна Шишкина». На этом месте талантливый художник писал свои знаменитые пейзажи.

Природной достопримечательностью острова является столетняя дубовая аллея, высаженная монахами.

Ново-Валаамский монастырь запускает производство виски

Финский монастырь планирует поставлять виски за границу. Мощность монастырского завода, расположенного в Финляндии, 120 тыс.л. алкоголя в год. Первая партия виски поступит в продажу через три года. Подробности – у Аэлиты Курмуковой.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

Первыми производителями виски были шотландские монастыри. Письменные упоминания о напитке датируются 1494-м годом. Монахи использовали простейшие перегонные аппараты и производили небольшое количество продукции. Виски использовался исключительно как лекарство. Ново-Валаамский православный монастырь решил запустить крупнейшее в Финляндии производство виски. 120 тыс. л. в год. По данным местных СМИ, перегонный цех будет в монастыре. А разливать и хранить виски будут на старейшем в Финляндии винном заводе «Херманни». Совместные инвестиции оцениваются в €1 млн. По словам директора завода по развитию производства Тимо Кеттунен, монахи уже строят планы по экспорту продукта. Виски будет трехгодичной выдержки и поступит в продажу в 2018 году. Кстати, вино из Валаамского монастыря используют многие приходы Финляндии. Монахи делают не только кагор, но и шампанское, десертные вина и ликеры. Их можно купить в церковной лавке. Сейчас в линейке появится виски. И это серьезная статья дохода, сообщил доцент Центра изучения религий РГГУ, экс-член Папского совета Алексей Юдин.

«Там, где винодельческие регионы, конечно, делают вино. В Абхазии православные монастыри, мужские, винодельческие. А здесь что? Гонят бражку сами у себя, а чтобы была культура монастырского виноделия и производства крепких напитков, такого пока не наблюдалось. Но для православных монастырей, конечно, ракия, виноградная, анисовая водка, для греческих монастырей это тоже исторический продукт. Но для севера, православных монастырей, это все-таки вещь достаточно необычная. Тем более виски. Виски изначально тоже лекарство и до сих пор им лечатся с лимонным соком», — рассказал Юдин «Коммерсантъ FM».

История русского церковного вина берет свое начало с XVII века. Изначально вино привозили из Греции и Италии. А кагор придумали по заказу православной церкви. Первое церковное вино сделали в Астрахани: персидские купцы завезли виноградные лозы, которые высадили рядом с монастырем. В 1613 году повелением царя Михаила Федоровича монаху было поручено поставлять вино для церковного стола. А в 1658 году воевода Ромодановский отправил в Москву 41 бочку церковного вина. Вино поступало в соборы, монастыри и церкви только с ведения Святого Синода, который получил это право в 1733 году. Особое внимание уделяли качеству и ввели штраф за подделку церковного вина. Сколько РПЦ закупает кагора для нужд церкви, неизвестно, такой статистике нет. Монастыри сами находят поставщиков, а иногда закупают вино для церковных обрядов в магазинах. И вот что рассказал «Коммерсантъ FM» настоятель храма мученицы Татианы МГУ имени Ломоносова Владимир Вигилянский.

Читайте так же:
Витаминный салат “Фасолька с гренками

«Мы просто покупаем в магазине кагор, это делают наши алтарники. Чтобы понять масштабы: для воскресной службы одна бутылка-полторы, для будничных — еще две. 16 бутылок в месяц закупали в каком-то монастыре, но это давно было. И в Молдавии бочоночками. В грузинских монастырях был, там сами они делают. На Афоне сами делают, свой виноградник, я покупал в подарок. Да, в бутылке, с официальным акцизами, у них есть какой-то договор с государством, видимо», — вспоминает Вигилянский.

Кагор со святой горы Афон продают и в России. В интернет-магазинах цена от 800 руб. за бутылку.

Братия Валаамского монастыря: учимся делать сыр

Братия Валаамского монастыря: учимся делать сыр

В рамках программы по профессиональной подготовке и освоению нового сыроварного оборудования, организованной по благословению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия и при поддержке генерального директора итальянской компании SFOGGiA Джанни Сфодджа, трое валаамских насельников перед началом Великого поста прошли в Москве десятидневный курс практического и теоретического обучения у мастера-технолога из Италии Раньери Федерико.

Раньери из небольшого альпийского городка, расположенного в 120 км от Венеции. В области Фриули-Венеция Джулия, откуда он родом, с давних времен в народе были наиболее почитаемы среди других три профессии: священник, врач и сыровар. Сырами Раньери занимается с 1977 года и старается возродить производство сыров по старым забытым рецептам. Например, недавно он возобновил приготовление национального продукта фрикко – сыра, пожаренного на сковороде.

Занятия по приготовлению итальянских сыров, проходили во Всероссийском научно-исследовательском институте молочной промышленности на оборудовании SFOGGiA, подобном установленному недавно на монастырской ферме. График был очень плотным: рабочий день начинался в 8.30, заканчивался в 18 часов. Обед приходилось готовить здесь же, ведь отлучаться не было времени, потому что необходимо было контролировать работу трех минисыроварен. В среднем каждый день из 500-та литров молока получалось около 65-ти кг. сыра разных сортов.

Уже в начале обучения Раньери отметил хороший начальный уровень подготовки наших братьев, а увидев фотографии валаамского фермерского хозяйства, полей и наших коров, выразил уверенность, что валаамский сыр станет особенным и по вкусу и по качеству. «Я не монах, – говорит Раньери, – но люблю молиться». То, что в первый же день работы на новом месте и на незнакомом для него оборудовании, получилось небывалое количество качественной моцареллы, он назвал «Божиим благословением» и напрямую связал его с молитвами братии.

За эти дни наши братья испытали себя в приготовлении различных сортов сыра, но для производства в монастыре были выбраны четыре: твердый сыр мантова, качотта мягкая и плотная, моцарелла и рикотта. Точности ради надо сказать, что рикотта сыром не является, т.к. делается не из молока, а из сыворотки, оставшейся от производства других сыров. Это альбуминный творог, очень мягкий и нежный на вкус, превосходный диетический и низкокалорийный продукт. Из-за высокого содержания белка даже полстакана этого продукта помогают восполнить ежедневную потребность организма в белке и кальции, нехватка которого на Валааме обостренно ощущается. Возможно, рикотта поможет решить эту проблему. Поскольку сыворотку для нее рекомендуется использовать в течение первых трех часов после получения, приготовлением рикотты, как правило, завершается каждый рабочий день.

В последний день обучения сертификаты компании SFOGGiA о прохождении курса «Практические навыки в сыропроизводстве» были вручены иеродиакону Севастиану, монаху Агапию (заочно, он прошел этот курс осенью), послушнику Дионисию и труднику Василию. Прощание было трогательным. Были сказаны теплые напутственные слова. Братья пригласили своего учителя в ближайшее время посетить Валаамский монастырь.

Говорить о производстве итальянских сыров на Валааме пока рано. Необходимо освоить оборудование на месте, желательно под руководством опытного наставника. Если будет на то воля Божия, к началу паломнического сезона на Валааме откроется новый молокозавод.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector